МедСайт.ру |
Гигиеническое значение организации улично-дорожной сети
Организация улично-дорожной сети в населенном пункте предусматривает решение комплекса сложных задач, основными из которых являются:
Одной из наиболее сложных является транспортная проблема. В городах используют различные виды массового уличного транспорта: троллейбусный, автобусный, трамвайный, такси. В крупнейших городах огромного значения приобрел метрополитен. Другая, не менее важная задача - организация пешеходного движения. При интенсивном движении транспорта пешеходам стало опасно находиться на улицах города, прежде всего с гигиенической точки зрения. Поэтому выдвинута и решается новая градостроительная проблема - разделение транспортного и пешеходного движения, организация изолированных от транспорта, хорошо озелененных пешеходных улиц прогулочного, торгового и культурного назначения. Проектируя или реконструируя города, необходимо также учитывать гигиенические требования к защите населения от уличного шума, выхлопных газов автотранспорта, улучшению условий микроклимата и инсоляции застройки. Удобное обслуживание населения городским транспортом и создание благоприятных условий для проживания вблизи улиц могут быть достигнуты при строгой дифференциации улиц по назначению и видам транспорта и при выполнении требований к улицам различных категорий. По санитарным нормам все улицы делятся на следующие категории: скоростные дороги; магистральные улицы общегородского и районного значения; улицы и дороги местного значения; улицы жилых, промышленных и коммунально-складских районов; проезды; пешеходные дороги. От этого зависит их профиль, тип покрытия, характер застройки. Скоростные дороги и дороги грузового движения следует размещать за селитебной зоной на территориях СЗЗ, на неудобных для жилой застройки почвах (овраги, тальвеги). На селитебных территориях допускается устраивать скоростные дороги при соответствующем технико-экономическом обосновании в выемках, тоннелях, на эстакадах, если скоростной транспорт полностью изолирован от пешеходов и местного движения и соблюдены нормы допустимого уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях. Минимальное расстояние от края проезжей части скоростных дорог и путей грузового движения до линии жилой застройки должно быть 50 м. Разрывы до территории жилой застройки зависят от прогнозируемых расчетов уровня шума. Ширину улиц устанавливают в зависимости от категории и интенсивности движения транспорта и пешеходов по улице, типа застройки и рельефа местности, требований защиты населения от шума, пыли и выхлопных газов автомобилей, способа отведения ливневых и талых вод, локализации подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов и т. д. Шириной улицы считается расстояние между противоположными красными линиями. Жилые дома следует располагать, отступив от красной линии, до так называемой линии регулирования застройки. Величина этого отступа зависит от категории улицы и должна быть не менее 6 м на магистральных улицах и не менее 3 м на жилых. Следует помнить, что приведенные минимальные размеры отступа от красной линии на улицах с интенсивным движением общественного транспорта не могут обеспечить допустимые уровни шума в жилых и общественных зданиях. Поэтому во время застройки магистральных улиц необходимы дополнительные мероприятия для нормализации шумового режима. Большое гигиеническое значение имеет благоустройство улиц (рациональное покрытие, создание продольных и поперечных уклонов, обеспечение водостока, озеленение). Наилучшими гигиеническими качествами обладают покрытия из асфальтобетона и асфальта. Их поверхность не имеет швов, такие улицы легко убирать, они относительно бесшумны. Улицы служат природным стоком для атмосферных и талых вод при условии, что их вертикальная планировка обеспечивает поперечные уклоны для стока с проезжей части в пределах от 1 до 3%, а продольные уклоны составляют в среднем 2-3%. Озеленение улиц предусматривает защиту населения от пыли и выхлопных газов автотранспорта, а также снижение уровней шума на участках территории жилой застройки, прилегающих к улице. Для защиты территории от шума ширина зеленой полосы должна составлять не менее 10 м. На ней в обязательном порядке высаживают деревья с густой кроной и кустарники. При проведении гигиенической экспертизы необходимо оценивать проектирование сети общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения. Общественный транспорт для городов с населением свыше 250 тыс. организуют на основании комплексных схем развития всех видов городского пассажирского транспорта. Длина пешеходных переходов к ближайшей остановке общественного пассажирского транспорта не должна превышать 500 м; в районах индивидуальной усадебной застройки - 800 м; в производственных и коммунально-складских зонах - 400 м от проходной предприятий; в зонах массового отдыха и спорта - 800 м от главного входа. В условиях высокой автомобилизации обеспеченность населения транспортом составляет 150-180 легковых автомобилей на 1000 жителей. Поэтому необходимо обращать внимание на сооружения и предприятии для хранения и обслуживания транспортных средств. В жилых районах должно быть обеспечено постоянное хранение всех автомобилей (100%), принадлежащих жителям этих районов, временное хранение автомобилей посетителей (до 10% от расчетного парка автомобилей, принадлежащих жителям данного района). Гаражи и автостоянки индивидуальных автомобилей следует оборудовать главным образом на периферии жилых районов и на междумагистральных территориях или в их пределах на участках, отдаленных от мест, предназначенных для игр детей и отдыха населения. Наземные и комбинированные (наземно-подземные) гаражи и автостоянки легковых автомобилей должны находиться на определенном расстоянии от жилых и общественных зданий. К инженерному оборудованию при планировке и застройке населенных мест причисляют сети водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, связи, радиовещания, телевидения. Решение задач водоснабжения и водоотведения в проектах планировки и застройки должно обеспечить:
Производительность систем водоснабжения и водоотведения устанавливают в зависимости от наибольшего водопользования (водоотведения) населением данной территории. Водозаборы из поверхностных источников хозяйственно-питьевых водопроводов следует предусматривать выше выпусков сточных вод населенных пунктов, а также стоянок судов, товарно-транспортных баз и складов в районах, обеспечивающих организацию зон санитарной охраны. Места выпуска сточных вод должны быть расположены ниже по течению реки от границы населенного пункта и от всех мест его водопользования. Площадь территории для станции водопровода и очистки сточных вод необходимо определять согласно государственным строительным нормам "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в зависимости от производительности сооружений. Зоны санитарной охраны на водопроводах хозяйственно-питьевого назначения в проектах планирования должны предусматриваться согласно требованиям государственных строительных норм "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Важное санитарное значение имеет размещение на улицах подземных сооружений и коммуникаций: водопровода, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации, трубопроводов теплофикации, газоснабжения и пр. Если такие правила не будут соблюдены, то в случае аварии может возникнуть чрезвычайная ситуация (загрязнение воды в водопроводных трубах, проникновение газа в жилище, гибель зеленых насаждений и др.). Смотрите также: Гигиеническое значение физических факторов в условиях населенных мест, Гигиенические требования к размещению и планировке производственной территории, Гигиеническая оценка атмосферных вод, Гигиеническая характеристика поверхностных водоемов, Акромегалия и гигантизм, Гигиена полости рта, Гигиенические требования к канализованию лечебно-профилактических учреждений, Сравнительная гигиеническая характеристика подземных водоисточников, Гигиенические требования к выбору территории для размещения населенных мест, Гигиеническое обоснование норм водопотребления в населенных пунктах |
© МедСайт.ру